Несмотря на первое впечатление о невероятно сложном интерфейсе, смею Вас уверить, что это впечатление обманчиво. Общение с пользователем очень тщательно продумано, лишено ненужных изысков и в тоже время содержит всю необходимую для быстрого ведения игры информацию и практически не вызывает нареканий.
Главное окно
Главное игровое окно состоит из четырех подокон. В верхнем левом размещена глобальная карта всей местности или страны, на которой будут разворачиваться экономические баталии, в верхнем правом - кусочек глобальной карты, который показан в увеличенном масштабе, как в стратегических играх (назовем этот кусочек локальной картой), в нижнем левом - текущая информация о Вас и Вашей фирме, и наконец в нижнем правом окне выводится различная вспомогательная информация об объекте, выделенном на локальной карте.
1.1. Глобальная карта местности
В нормальном режиме на этой карте показаны зеленым лес, коричневым горы и синим реки, озера и море. Для вывода карты именно в этом режиме служит самая верхняя кнопка в среднем ряду с изображением гор. Следующей идет кнопка с тучкой. Нажимая на нее несколько раз, Вы будете последовательно видеть температурные зоны (чем теплее - тем краснее), дожди/облака и высоту над уровнем моря (скалистость).
Далее кнопка с скрещенными лопатой (чуть не написал - серпом) и киркой. Она покажет расположение залежей природных ископаемых. В частности, буква T - лес, G - золото, A - алюминий, без которого не обойтись при производстве баночного пива, O - нефть и так далее. На локальной карте эти места также выделены соответствующими буквами.
Затем идет кнопка с тремя символами доллара. Она нужна при использовании фильтров, и о ней я скажу немного позже. Кнопка со скрещенными дорогами покажет для текущего выделенного объекта на локальной карте, например магазина, его связи с поставщиками и т.д.
Далее идут три кнопки со словами Corp, Firm и Product - фильтры. При нажатии на одной из этих кнопок ПРАВОЙ клавиши мыши появится список объектов, который надо вывести на экран. Для Corp это будут все объекты (магазины, заводы и т.д.) для выбранной фирмы, для Firm это список объектов и для Product - список различных товаров и сырья. Это очень удобно, когда Вы выбираете например сырье для разработки. С помощью фильтра легко узнать, занимается ли еще кто-нибудь кроме Вас этим сырьем.
После выбора соответствующего фильтра надо отобразить эти объекты на карте с помощью уже упоминавшейся кнопки с тремя долларами.
1.2. Локальная карта
Щелкнув левой клавишей мыши на глобальной карте, Вы увидите соответствующее место в увеличенном масштабе на локальной карте. На ней указаны типы местности: зеленый - лес, синий - вода, коричневый - скалы, серый - город, зеленый с коричневыми крапинками - пригород, куда потенциально город будет расти. Также на ней указываются все игровые объекты - фирмы, магазины, заводы, шахты и т.д. Любой из них можно выбрать-выделить с помощью левой кнопки мыши.
1.3. Окно фирмы
Это окно расположено в левом нижнем углу. Самая левая иконка - эмблема Вашей фирмы, щелкнув по которой, Вы попадаете в окно с детальной информацией о работе Вашей компании. Иконка с портретом - информация о Вас и Вашем финансовом состоянии. Ниже на картинке показан текущий выбранный объект и график Вашего состояния за последние месяцы. Красный столбик показывает общую прибыль. Если он выше оси абсцисс, то прибыль положительна, если ниже, то Вы работаете в убыток. Попасть в это окно можно, нажав верхнюю кнопку в нижнем столбце.
1.4. Окно информации о выделенном объекте на локальной карте
Здесь показывается товар, производимый заводом или шахтой или продаваемый магазином, его цена, которую можно варьировать плюсом и минусом в строке "new price" (нажав затем "confirm"), и график роста/падения прибыли для данного товара. Если кривая стоит на нуле, значит данный товар никем не раскупается.
Кнопка "internal sale" позволит Вам продавать производимый или добываемый товар только своим предприятиям, что полезно при конкурентной борьбе.
1.5. Информационные кнопки
В нижнем столбце внизу расположены три кнопки - Product, Corp, Finance. Первая покажет список всех продуктов (товаров), доступных в игре, вторая - список корпораций с информацией о доходах, третья - финансовый отчет о текущем/предыдущем месяце. Графа "Operating Revenue" покажет Ваш доход от продаж, графа "Operating Expenses" - текущие накладные расходы на зарплату, рекламу, хранение и доставку товара и так далее.
2. Главное меню
В верхней части экрана постоянно выводится текущее число и количество наличных на Вашем счету (Cash). Если переместить мышь в эту часть экрана, то Вы увидите выпадающее меню.
2.1. Пункт File
Здесь Вы можете сохранить/восстановить игру, а также закончить ее.
2.2. Reports
В этом подменю важны следующие пункты - "Product Detail", где Вы можете получить самую исчерпывающую информацию о продукте, будь то нефть, компьютер, порося или детская игрушка. Однако самым ценным в этой информации является "Necessity Index", выраженный в процентах и характеризующий нужность товара для покупателей. Очевидно, что молоко или ботинки значительно нужнее видеокамеры.
Пункт Firm покажет список всех Ваших фирм (заводов, магазинов и т.д.) с графиком, характеризующим их финансовое состояние. Наконец "Corp Detail" - список всех компаний-конкурентов и их материальное положение.
2.3. Actions
2.3.1. Как взять взаймы?
Этому поможет клавиша F8 (подпункт "Financial"). Пункт Borrow с помощью + и - поможет установить размер желаемого кредита, который сокращается при Вашем неустойчивом состоянии и возрастает, если Вы не очень задерживаете выплату долгов (пункт Repay). Здесь же Вы можете выпустить новые акции ("Issue New Shares") и создать финансовую пирамиду, если конечно получится, а также выплатить дивиденды, что лично я делать не советую.
2.3.2. Как играть на бирже?
Это очень просто - с помощью пункта "Stock Market". Вы выбираете компанию, акции которой вроде бы дешевеют, закупаете их некоторое количество и ждете, когда они подорожают, а затем продаете. Эти нехитрые операции производятся путем выбора мышкой приглянувшейся компании и кнопочек "buy"/"sell" - купить/продать.
3. Скорость игры
Скорость игры регулируется от стояния на месте (клавиша Q) до скорости день/секунда (клавиша Y). Промежуточные скорости устанавливаются с помощью клавиш W, E, R и T.
4. Строительство объектов
Для постройки объекта служит третья сверху кнопка с небоскребами в нижнем столбце. Нажав на нее, Вам затем необходимо выбрать, что строить, и затем указать на локальной карте, где. Магазины можно строить только в городе, фермы соответственно на травке, а различные шахты в точках, помеченных буквами-ресурсами. Заводы лучше строить в пригородах.
В правом нижнем окошке Вы увидите стоимость строительства соответствующего объекта плюс стоимость земли и кнопку "Build". Если цена Вас устраивает - щелкайте мышкой над кнопкой.
5. Планирование офисов внутри здания
Теперь до начала игры остался последний этап. Выберите только что построенный объект и щелкните мышкой над кнопкой с девятью квадратиками. На экране появится крупный план здания и девять пустых офисов. Их надо заполнить соответствующим содержимым.
Для этого служит двойное нажатие кнопки мыши над выбранным офисом и из списка типов офисов выберите необходимый.
После завершения планирования установите связи между офисами. Для этого нужен двойной щелчок на полоске между офисами, эта полоска станет зеленой, и, если Вы все связи установили правильно, то в офисе приема товара замелькают синие квадратики - контейнеры, на складе они будут прибывать, а в отделах продаж в идеальном случае убывать.
Справа от схемы здания расположена полоска, щелкнув по которой, Вы сможете установить интенсивность обучения персонала, весьма важную вещь, которая показана цифрой в каждом квадратике, начиная с 1, самого маленького уровня. Не гоняйте своих работников слишком круто, но и не давайте лениться!
Из типов офисов Вам понадобятся следующие:
- Mining Unit - шахта. Начинает работать автоматически, если Вы построили объект на нужном месте, где имеется месторождение.
- Purchasing Unit - отдел получения товара. Он является исходным для заводов, которые получают сырье, и для магазинов, которые получают товар. После постройки этого отдела надо выбрать поставщика с помощью кнопки "Link Supplier", щелчка мышкой над объектом-поставщиком на локальной карте и выбора необходимого сырья/товара из списка этого объекта.
- Inventory Unit - склад. Нужен, если Ваш объект производит/добывает много чего полезного. Чтобы это полезное не пропадало, от Mining/ Purchasing Unit надо протянуть связь к складу.
- Manufacturing Unit - отдел производства. Создается на заводе, к нему идет связь от отдела получения сырья. Как только сырье пришло в этот отдел, Вам надо выбрать вид продукции (если он не один), который будет производиться. Имейте в виду, что для большинства товаров необходимо несколько Purchasing-отделов с соответствующими связями, так как продукт (например компьютеры) собирается из разных составляющих. Схема всех связей между сырьем, различными составляющими и готовым товаром имеется в пункте меню Help.
- Sales Unit - отдел продаж. К нему надо тянуть связь от отделов производства или добычи ресурсов. Или от склада.
- Advertising Unit - отдел рекламы. От него надо установить связь к отделу продаж, а также выбрать фирму, которая будет рекламировать Ваш товар, с помощью кнопки "Link Media Firm". Таких фирм в каждом городе одна или две - газета и TV. Также надо установить расходы на рекламу в полоске в левой части экрана.
Существует еще один очень важный в игре тип зданий - научно-исследовательский центр, который будет совершенствовать качество товара, превращая его в хорошо известный нам по рекламам компьютеров brand-name. В этих зданиях можно строить офисы только одного типа - Research Unit. Щелчком по кнопке "R&D Technology" Вы вызовете список всех товаров, и можете выбрать тот, качество которого Вы хотите улучшить. Затем из списка "типа улучшения" Вы указываете темп исследования, от полугода до десяти лет, при этом "марка" Вашего товара возрастет соответственно на 1 - 85 единиц. Начальный уровень brand-name - 30, максимальный - 100. Вообще, качество товара играет решающее значение в борьбе за покупателя.