Волшебная сратегия. Помню, когда я в первый раз запустил ее на своей 486DX33/8 Mb, у меня возникло ощущение, что я попал в сказку. И это было недалеко от истины, ведь только в Heroes вы найдете столь любовно прорисованный фэнтези-мир, с таким тщанием выполненные фигурки юнитов и объектов. Ну это, впрочем, была прелюдия :))
Heroes I - одна из первых походовых стратегий в фэнтезийном мире (до них была разве что King's Bounty, ну да не об этом сейчас речь). Тот факт, что разработчики игры - New World Computing - до HoMM выпустили несколько серий прекрасной RPG Might and Magic, не могло не сказаться на атмосфере "Героев". Многие герои из M&M вошли в стратегию, также были включены некоторые элементы RPG (скиллы). Впрочем, поскольку это был первый "блин" Джона Ван Канэгхема в стратегическом жанре, элементов ролевухи было не так много. Подробнее.
Основные орудия, посредством которых игрок познает мир и влияет на него - исследует земли, захватывает источники ресурсов, сражается с нейтральными войсками и враждебными империями - это герои. Если игрок теряет всех своих героев, он вынужден сидеть взаперти в своих городах и выиграть уже не сможет - если не наймет новых героев.
В Heroes I присутствуют четыре расы: Рыцарь (Knight), Варвар (Barbarian), Волшебница (Sorceress) и Колдун (Warlock), причем у каждой расы имеются свои преимущества и недостатки: Рыцарь и Варвар привыкли добиваться своего грубой силой, волшебница и колдун больше полагаются на свое магическое искусство. Каждой империи соответствуют герои того же класса, которые имеют свою характеристику и интеллект.
Характеристика героя заключается в его интеллектуальном развитии: это уровень атаки, защиты, магической силы и мудрости. От уровня атаки зависит то, насколько эффективно воиска героя будут атаковать противника, а от уровня защиты, соответственно, то, как они будут защищаться; уровень магии показывает, насколько силен будет магический удар, а скилл мудрости позволит герою наложить заклятье большее количество раз (а не на увеличение спеллпоинтов, как в следующих сериях).
Опыт (experience) - чем дольше вы играете, тем чаще ваш герой встречается в бою с различными соперниками и набирается боевого опыта, который выражен в очках. По достижении некоторого количества очков ваш герой получает новый уроень, а с ним - повышение на единицу одного из скиллов (атаки, защиты, магической силы или мудрости). Естественно, что Рыцарю чаще достается повышение защиты, Варвару - атаки, Волшебнице - мудрости и Колдуну - магической силы. Также ваш герой может повысить свои скиллы, если найдет какой-нибудь артефакт - магический предмет, наделяющий своего владельца определенными свойствами. Артефакты могут влиять на скиллы, доход ресурсов, продолжительность хода героя по суше / воде и кое-что еще, о чем мы еще поговорим. У каждого героя может быть не более 14 артефактов (а если он купил магическую книгу, в которую записывает заклятья, то и вовсе не более 13).
Кроме скиллов и опыта, герой обладает еще двумя характеристиками: Моралью и Удачей. Эти характеристики сильно влияют на исход боя.
Бои в Heroes походовые, т.е. юнит соперника не может ходить раньше, чем закончит свой ход ваш юнит. В течение каждого раунда боя каждый ваш юнит может атковать только один раз. Высокая Мораль вдохновит его на подвиг атаковать еще раз :)) Удача действет по другому. Если юнит окажется удачливым, то величина нанесенного врагу повреждения увеличится вдвое.
Мораль и удачу можно повысить либо артефактами, либо посещением некоторых мест на карте.
В начале игры вам дается либо герой, либо замок, в котором впоследствии можно будет впоследствии нанять героев (прямо в замке, а не в таверне, как в Heroes III). Без замка (или деревни на худой конец) герой, а следовательно, и ипмерия не проживут больше 7 дней. Рассмотрим архитектуру замка.
Стандартные для всех четырех замков строения - это таверна, повышающая мораль, гильдия воров (информация об империях), гильдия магов (4 этажа) и колодец (+2 к рождаемости существ). Также можно строить до 6 "монстрятников", т.е. построений, гдевы будете нанимать свою армию. Апгрейдов здесь нету.
Из монстров самым сильным, естествено, является дракон. Надо сказать, что баланс здесь не совсем такой, как в Heroes II и III. То есть если вы построили драконов, еще не факт, что вы победитель, так как этих драконов еще надо _купить_, что бывает очень сложно - с ресурсами в HoMM большой напряг, особенно на небольших картах. Хотя, полностью отстроенный Warlock, с недельным приростом и заклятьями третьего уровня влегкую разберется с любым накачанным Knight'ом.
Из "незамковых" юнитов в Heroes I имеются: Джины (10%-ная вероятность уничтожить половину отряда противника, я остерегаюсь свзываться с ними, даже если у меня отряд в 20 драконов), Ведьмы (как и в HoMM2, не продаются), Кочевники и Воры.
Еще отличия от Heroes II & III: отряды нейтральных юнитов не прирастают с началом новой недели, нейтральные юниты никогда не сбегают (очень редко они предлагают присоединиться). "Двойной прирост" бывает (помню, как-то раз мы с другом увидели на 1-й день волшебным образом возникших из ниоткуда единорогов и долго удивлялись: смотри-ка, блуждающие единороги!)
Heroes I - это больше чем игра, это школа жизни. Тому, кто прошел кампанию HoMM1, AI Heroes 2/3 кажется полным идиотом, который не знает, что и как строить и какие ресурсы добывать. Мы знали наперечет характеристики всех монстров, строили в уме различные комбинации, придумывали целые битвы, и потом до хрипоты спорили, кто прав. А тот, кто играл в Heroes, никогда не забудет, как был повержен первый противник и как был пройден целый сценарий. Играйте...
ЗЫ. Существует такой МИФ, что тот герой, который обойдет все беседки (gazebo, +1000 experience) на карте, получит усиление всех скиллов в 15 раз. Я так и не смог ни подтвердить, ни опровергнуть этот МИФ. Может быть, удастся вам7 :)