Издатель: Microprose
Разработчик: Sid Meier's
Год выхода: February 15, 1996
Платформа: Windows 3.1, Windows 95
Жанр: симулятор развития цивилизации
Требования: 486 SX
4 Mb RAM
SVGA 640х480 256 цв.
Любая звуковая карта
Keyboard, Mouse
Итак, что же делали мы, бедные любители Цивилизации с 1991 г. и до выхода
ее продолжения - Civilization II - играли в первую часть. Разве может какой-
нибудь Warcraft (да и вообще что-либо) представить игроку столь богатые
возможности?
Каковы же различия первой и второй частей, которые сразу бросаются в
глаза? Во первых прекрасная графика, правда, использованная для придания
объемности изометрическая проекция частенько лично меня заставляла порядком
подумать какую клавишу нажать, чтобы переместиться в нужное место. Во вторых
намного большее количество юнитов, которые теперь имеют уровень жизни,
технологий, приличные возможности для дипломатии, намного большее количество
настроек. А ведь есть возможность создания собственных сценариев, юнитов, карт,
плюс симпатичная мультипликация если Вы имеете версию игры на компакт-диске.
Не обошлось и без проблем. Так доставшийся мне диск на русском языке,
переведенный студией STREAM, покажет Вам русский язык вместо веселых казявочек
только в том случае, если вы перепишете прилагаемые к игре шрифты в директорию
FONTS вашей версии Windows. При этом придется заменить часть "родных" шрифтов.
Все бы ничего, но прилагаемые к игре шрифты древнее Windows 95, не говоря уж а
Win98. Поэтому Вы вряд ли сможете после этого бродить по Internet. На сайтах
вместо русского текста вас ждут прямоугольнички различной величины. Первый раз я
переустанавливал Windows. Теперь я умнее, и имею заархивированную директорию
Fonts, из которой после окончания игры и беру нужные шрифты.
Ну, теперь, собственно, к игре. Кем бы мне стать на этот раз? Антон
Зайцев, конечно, MUST DIE, впрочем как и все мы, но почему бы мне не побыть, для
разнообразия негром? Иначе как быть с политкорректностью? Я играл уже
практически за все расы, но вот чернокожим так ни разу и не приходилось. Решено,
вождь Чака, вы призваны вести Зулусов в светлое (или темное :-)) будущее.
Для начала нужно основать нашу столицу - Зимбабве. Лучше это сделать на
реке. Так в городе быстрее будет развиваться наука. Не стоит, пожалуй, строить
слишком много городов на побережье. Есть опасность, что в будущем сильный
вражеский флот уничтожит с моря войска в городе, после чего вражеский десант
опять же с моря займет город. Первое, что нужно попытаться побыстрее открыть -
это бронзовое литье (если оно Вам сразу неизвестно) и колесо. Первое позволит
создать мощное оборонительное подразделение - фалангу. Второе надолго обеспечит
преимущество в нападении с помощью колесниц. После изобретения всего этого и
создания парочки колесниц можно побродить по окрестностям и познакомиться с
ближайшими соседями. А города пускай пока развиваются. Первоочередные строения -
хранилище, рынок и храм. Неплохо также построить казармы, что пойдет на пользу
войскам.
С Египтянами у меня не было никаких проблем. Пока они пытались построить
свои пирамиды, из африканской пустыни на них налетела черная лавина на
колесницах. Несколько фаланг пытались организовать слабое сопротивление. Вовсе
необязательно нападать на подразделения, защищающие город. Значительно
эффективнее напасть на сам город и захватить его. После этого вражеские
подразделения, созданные в этом городе просто перестанут существовать. После
того, как жестокому Рамсесу было воздано по справедливости (а нечего было губить
тысячи черных рабов на строительстве дурацких пирамид), весь африканский
континент безраздельно отошел нам. Тут я и развернулся. Вовсе не вся Африка -
пустыня. В ней много прекрасных мест для городов. А узкий перешеек в районе
современного Суэцкого канала, укрепленный фортом, прекрасно защитит нашу империю
с суши.
Зато с Испанцами пришлось повозиться. Королева Изабелла, не в пример
Рамсесу, была настроена агрессивно, и вообще, похоже, ничего кроме колесниц и
катапульт не производила. К моменту моего появления на Европейском театре
военных действий Испанцы уже одолели Немцев и Французов. Неосторожно построенный
мною в междуречье и названный Вавилоном город был стремительно взят Испанскими
войсками. Особенно печально было то, что захватив город враг узнал только что
изобретенный нашими учеными секрет рыцарства. После этого Изабелла послала ко
мне послов, требовавших большую контрибуцию за прекращение военных действий.
Вообще-то послы от разных наций будут прибывать к Вам периодически и по
разному поводу. Помните, что если Вы заключаете с кем-то мир, то лучше его
соблюдать, если союз, то вообще всеми силами помогать. Во второй Цивилизации
четко отслеживается Ваша репутация и верность слову. И если часто нарушать
данное слово, то Вам просто перестанут верить, да и союзников Вы себе не
найдете. В конце концов все остальные нации объединятся в союз против Вас (что в
силу моего врожденного коварства со мной всегда и случается) и будут пытаться
Вас извести. Хорошо если Вы опытный боец или уровень сложности игры не слишком
высок. Иначе последствия могут быть критичны. Вообщем-то отношения с послами
других наций скорее бесполезны, правда они очень забавно кривляются в своих
национальных костюмах, а так - по прежнему как и в первой Цивилизации предлагают
всякие глупости в обмен на Ваши ценные сведения. Правда, если в первой
Цивилизации огромной проблемой для всех наций было изобретение пороха (сами они
как правило порох изобрести не могли, только добывали в процессе обмена с Вами
или в результате захвата Вашего города), то во второй части таких явных проблем
с изобретениями не стоит. Вас вполне могут обогнать в науке. Поэтому не стоит
особенно копить капитал, лучше как можно больше тратить на науку.
Вот и с Испанцами в самый разгар тяжелых позиционных боев где-то в районе
восточной Европы порадовал мой советник по науке. Мы изобрели металлургию. Тут
же моя армия получила в придачу к драгунам и мушкетерам новенькие пушки, и
судьба Испании была решена. Признаюсь, продавая все то, что они успели
понастроить в городах, я неплохо подзаработал. Еще одной неплохой тактикой
зарабатывания денег можно признать строительство в городах казарм с последующей
их продажей. Выбираешь город, где казармы производятся быстро - за 3 - 4 хода,
строишь их, а как только построились, продаешь за 40 монет.
Разделавшись с Испанцами я обратил свой взор на восток. Сколько можно
всяким там Чингисханам и Батыям приводить оттуда несметные орды. Лучше бы Россию
на 300 лет немцы захватили. Может хоть порядок был бы. Кстати о России. Сталин
был силен, агрессивен, не искал союзников, не заключал мира, обладал большой
территорией, мощной наукой и армией. И я решил пока его не трогать. Может в
память об институте имени Патриса Лумумбы. И тут я как раз удачно познакомился с
Китайцами. Можно было их просто планомерно уничтожать, по очереди захватывая
города, но в этом как-то нет стиля. И я решил проложить себе дорогу прямиком на
Пекин. Немало способствовали этому только что изобретенные кавалерия и стрелки.
Кстати о чудесах света. Конечно, строительство одного чуда света требует
стольких же сил, сколько необходимо для постройки 5 танков. А чтобы захватить
любой город хватит и 3. Но среди чудес света есть и весьма полезные. Например
Мастерская Леонардо бесплатно модернизирует все Ваши юниты в случае изобретения
более продвинутых. Биржа Адама Смита оплачивает некоторые городские постройки.
Так вот, после захвата Пекина в Китае произошла революция. Часть городов отошла
к Китайцам, а часть образовало новое государство - Монголию. Кроме того, Китай и
Монголия автоматически находились в войне друг с другом. Люди, внемлите мне,
братоубийственная гражданская война губительна. Вообщем так я и уничтожил обе
нации.
Пришла пора взяться за Русских. Что интересно, и я и Русские пользовались
на мой взгляд самым прогрессивным общественным строем. Да, друзья мои, и у нас,
и у Русских победил коммунизм. Коммунизм хорош тем, что при нем в городах нет
коррупции :-) а это значит, что не нужно строить суды, и города дают
максимальный доход в казну. Можно легко воевать, можно тратить на науку до 80%
бюджета. А если возмущается народ - давить его войсками, давать зрелищ строя
храмы и стадионы.
Итак зулусы обрушились на Русских со всех сторон. Именно это и сыграло
свою роль в условиях как всегда слабо развитой в России системы железных дорог и
плохо защищенного дальнего востока. Не могло не сказаться также изобретение
танков и самолетов. После этого уничтожение Англичан случайно забравшимися на
север в поисках русских городов несколькими танками прошло как-то буднично и
незаметно.
Пришло время открывать Америку. До этого уже несколько раз неопознанные
корабли ошивались вдоль наших берегов, но напуганные многочисленной без дела
слоняющейся сухопутной армией не решались пристать. Тут оказалось, что Зулусы -
прекрасные моряки. А с переводом всех прибрежных городов на строительство флота
негры просто стали господствовать на море. Поначалу было тяжело. Сказалось
однобокое развитие (мы почти не делали морских изобретений). Но количество
кораблей пересилило вражеское качество, да и ученые не стояли на месте. Враг
проиграл битву в океане и негры открыли Америку. Каково же было наше изумление,
когда мы узрели, что и здесь восторжествовала историческая справедливость и
Могикане поработили Американцев. А Нью-Йорк - жалкий городишко в сравнении с
Бычьим Хвостом. Вот тот был поистине мегаполисом.
Еще один маленький совет из большого опыта. После изобретения Вашим
противником атомного оружия не концентрируйте в одном городе слишком много
войск. Компьютер, похоже, жульничает. Во всяком случае этот город практически
сразу подвергается ядерному удару и вся Ваша ударная группировка погибает
превращаясь в радиактивную пыль. Самое смешное, что мирное население
уменьшается, но выживает.
Ну а что же цель игры? Как всегда улететь на Альфу Центавра (сдалась она
Сиду Мейеру) или мировое господство, что мне, собственно, ближе. Да и вообще,
был я на этой Альфе Центавра в Civilization III - не понравилось.
Вообщем игра на самом деле очень сложна, но стоит времени, потраченного на
то, чтобы с ней разобраться. И описывать это дело сложно, трудно и малополезно.
Проще один раз сыграть. К чему я Вас и призываю.